РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В УСЛОВИЯХ Е-ЭКОНОМИКИ

Материал публикуется с любезного согласия Натальи Ивановны Чухрай. Сокращенная версия. Источник: Чухрай Н.И. Развитие логистики в условиях е-экономики / Н.И. Чухрай, О.Б. Гирна / / Логистика. -Л. : Изд-во Нац. ун-та "Львов. политехника", 2008 - С. 272-278.

 Сегодня с уверенностью можно утверждать, что мировая экономика находится под влиянием новейшей научно-технологической революции (НТР) ... ... Изменения, к которым приводит эта революция, настолько глубоки, что специалисты ввели специальные термины - "новая экономика" (англ. - new economy) или Е-экономика. Вызовы, которые предъявляет новый тип экономики к субъектам хозяйствования, являются одновременно как возможностями для ведения и оптимизации многих бизнес-процессов, так и угрозами для традиционных способов ведения бизнеса. Особые вызовы возникли для логистики и участников рынка логистических услуг, в частности для логистических операторов.

Логистика, постоянно наталкиваясь на новые вызовы, сегодня меняется быстрее, чем когда-либо в прошлом. Возможно, наиболее очевидным изменением становится использование новых технологий. Некоторые из этих технологий напрямую связаны с перемещением товаров – это, например, электронная идентификация упаковок, спутниковое отслеживание местонахождения грузов и автоматизированные системы управления, но самые существенные изменения связаны с коммуникациями и передачей информации между участниками цепи поставок ... 

... За последние несколько лет Е-экономика стала более совершенной и массовой. Вслед за быстрым распространением электронной почты возникли самые разнообразные варианты электронного бизнеса, затем электронной коммерции, а вскоре и «электронного чего угодно». Эффективная передача информации особенно полезна при осуществлении закупок, что позволило превратить это направление деятельности в электронные закупки (англ. - Epurchasing) или в электронное поставки (англ. - E-procurement). Эти направления бизнеса можно осуществлять в различных формах, но в любом случае они базируются на непосредственном обмене данными между компьютерами поставщика и заказчика .. 

 Значение и место Е-логистики в условиях Е-экономики

Активные процессы интеграции, глобализации, развитие дистрибьюторских сетей, сокращение жизненного цикла товаров, рост практики "своевременных поставок" предопределяют необходимость использования современных логистических подходов к решению важных экономических задач. Этому способствует также интенсивный рост конкурентной среды, что побуждает большинство предприятий к поиску новейших технологий управления ключевыми бизнес-процессами, среди которых приоритетное значение принадлежит концепции управления цепочкой поставок на основании использования современных информационных технологий в условиях Новой экономики. Эффективное управление информацией, которое заключается в сотрудничестве всех участников цепочки поставок при условии быстрой и полной передачи информационного потока, позволяет уменьшить затраты средств и времени, быстро реагировать на нужды потребителей, повысить к тому же уровень обслуживания и в целом повысить конкурентоспособность цепи поставок. Электронный обмен данными, электронный перевод денег, кодировка товаров, информатизация пунктов продажи, функционирование на рынке логистических операторов разных уровней, использование многими предприятиями процессов аутсорсинга являются теми движущими факторами, которые обуславливают развитие этой концепции в направлении Новой экономики. При таких условиях рассмотрим основные уровни развития концепции логистики в условиях Е-экономики. 

Первым уровнем развития концепции логистики в условиях Е-экономики рассматривают процесс внутренней оптимизации, для которого характерно наличие связей и процессов оптимизации между отдельными участниками цепи поставок, в частности, с одной стороны, между поставщиком и производителем, а с другой - между производителем и потребителем. На этом уровне между субъектами хозяйствования возникают краткосрочные сделки 

купли-продажи без долгосрочных обязательств с непрерывным пополнением запасов. Работа менеджера состоит в выполнении отдельных логистических операций, что в свою очередь приводит к появлению так называемых "бюрократических ям" ... 

…Обострение мирового кризиса сбыта всех товаров и услуг, сокращение продолжительности пребывания продукта в производственном процессе, повышение интенсивности и сложности материальных, информационных потоков, сокращение фаз жизненного цикла товаров предопределили переход на следующий уровень развития логистики - управление цепочками поставок. Этот уровень характеризуется длительными отношениями между всеми участниками цепи при эффективном использовании системы "just-in-time" и электронного обмена данными EDI, в результате чего происходит оперативное управление запасами и рациональное их сокращение. 

Увеличение уровня использования новых технологий, обострение конкуренции, необходимость уменьшения величины затрат в целом, в цепи поставок и улучшение уровня обслуживания клиентов привели к развитию следующего уровня концепции логистики - Электронная логистика. Среду функционирования Е-логистики можно представить на основе следующих трех составляющих: 

  • логистика промышленных предприятий; 
  • логистика торговых предприятий;
  • деятельность логистических операторов, каждый из которых выполняет такие важные логистические функции как складирование, транспортировка, упаковка, маркировка и т. д. 
  • Подробнее рассмотрим деятельность последнего из них - логистического оператора 3 PL (Third Party Logistics Provider - 3 PL)... 

...Модель управления цепочкой поставок, предложенная учеными Алдин и Стар состоит из трех основных элементов: 

  • логистической инфраструктуры, которая содержит субъекты, реализующие логистические процессы, дистрибуционные и складские центры, пункты складирования запасов; 
  • из логистических процессов, которые охватывают поставки и реализацию заказов, управление спросом, управление отношениями с клиентом, обслуживание клиента; 
  • истемы информации и отчетности, которая выполняет роль интегратора вышеназванных элементов в цепочке поставок. Включает проектирование и планирование информационных систем, контроль, а также координацию логистических процессов. 

. . . В общем, Е-логистика представляет собой эффективное управление информацией и сотрудничество между всеми участниками цепочки на базе быстрой и подробной передачи информационного потока из пунктов розничной торговли, которые отправляют данные в согласованном информационном стандарте поставщика - производителя исходного сырья.

Внедрение информационных систем, а также электронной коммуникации, позволяет производителям лучше планировать производство, гибко приспосабливать его величину и структуру к запланированной потребности розничных торговцев. Благодаря этому, несмотря на то, что уровень запасов у производителей и розничных торговцев снижается, риск отсутствия запасов на складе не растет и уровень логистического обслуживания клиентов может улучшиться. Следовательно, снижение уровня запасов приносит пользу обеим сторонам в виде снижения расходов, связанных с их созданием, складированием, старением. Внедрение современных информационно- коммуникационных технологий позволяет реализовывать логистические решения с более высокой эффективностью и скоростью... 

М. Кастельс дал определение среды Е -экономики, под которой ученый понимает любую логистическую деятельность, ключевые задачи которой связанные с логистическим управлением, финансированием, инновациями, реализованными в Интернете или с помощью других инструментов компьютерных сетей, независимо от типа взаимоотношений между фирмами. 

Дальнейшее развитие Е-экономики способствовало формированию логистического оператора четвертого уровня (Fourth Party Logistics Provider - 4 PL), сущность которого заключается в трансформации понятия логистического оператора в виртуального логистического интегратора. Логистический интегратор как партнер поставщиков логистических услуг выполняет роль интегратора в цепочке поставок, не владея при этом основными средствами логистической инфраструктуры. 

Согласно определению, Accenture, 4PL - это интегратор, который совмещает собственные средства, возможности и технологии со средствами, возможностями и технологиями других организаций с целью проектирования, создания и реализации комплексных решений для всей цепочки поставок.Это означает, во-первых, формирование оптимального соотношения интегрированных средств, технологий, опыта и знаний. Во- вторых, координацию логистических процессов вдоль всей цепи поставок. В- третьих, управление изменениями в структуре всей цепи поставок, включая изменение архитектуры. В-четвертых, глобальный диапазон реализации функций логистического оператора. 

Использование современных ИКТ в логистике дистрибуции 

Одной из первых технологий, которая сделала прорыв в логистике, стала система электронного обмена данными (англ. - electronic data interchange, EDI), внедрение которой позволило удаленным друг от друга компьютерам обмениваться данными, не прибегая к помощи неких промежуточных устройств. Первыми пользователями такой системы были супермаркеты, связавшие свои системы контроля состояния запасов непосредственно с системами поставщиков, обрабатывающих заказы. Например, на отечественном рынке пионером внедрения этой системы взаимодействия с поставщиками стала компания формата "cash and carry» «МЕТРО». В кассах супермаркета учитывают продажи по каждому виду товаров, и, когда запасы достигают определенного уровня, система автоматически посылает уведомления поставщика, совершая следующий заказ конкретного вида товара. Использование системы ЕPOS (англ. - electronic point-of-sale data) - данных, передаваемых в электронном виде от кассовых терминалов, позволило существенно сократить объем бумажной документации, снизить стоимость сделки, ускорить коммуникации, сократить количество ошибок, сделать системы интегрироваться, а отношения в бизнесе более тесными. 

Для поддержки EDI были разработаны две сопутствующие технологии. Первая – кодировка товаров (англ. - item coding), которая позволяет присвоить каждой упаковке перемещаемых материалов идентификатор. Эта метка обычно выполняется в виде штрих-кода или магнитной полосы, информацию с которых можно считывать периодически пока упаковка перемещается по заданному маршруту. В результате логистическая система знает, где находится каждая упаковка в любой момент времени, и, благодаря этому, оборудование для автоматической грузообработки можно перемещать, сортировать, объединять, упаковывать и доставлять все необходимые материалы. 

Другая технология - это электронный перевод денежных средств (англ. - Electronic funds transfer, EFT). При получении подтверждения о доставке материалов ЕFT автоматически дебетует банковский счет заказчика и кредитует поставщика. Это завершает весь процесс, при том EDI размещает заказ, кодировка товаров позволяет отслеживать их перемещение, а ЕFT отвечает за платежи 

Влияние современных информационных технологий на деятельность логистических операторов в Новой экономике 

Одной из систем, которая улучшает функционирование бухгалтерии на предприятии, является система TMS (англ. - Transportation Management System). Согласно с ее основными положениями, логистический оператор или экспедитор передает перевозчику часть своих полномочий, а именно: контроль учета финансовых операций, при этом оплачивая ему определенную цену за услугу. Со стороны логистического провайдера исключается ведение учета транспортных услуг. Сегодня эта система эффективно функционирует в США и ее производители стремятся расширить рынки сбыта в страны Европы и Азии. 

Еще одной системой финансовых расчетов, которая способствует исключению предоплат и дает возможность формировать отчеты о расходах, связанных непосредственно с грузами в условиях постоянного роста величины транспортных расходов, является система on-line. Благодаря этой системе предприятия имеют возможность осуществлять постоянный мониторинг расходов и пересчет исходной цены, что позволяет корректировать ставки на перевозку и величину дополнительных оплат. 

Развитию креативных финансовых стратегий способствовала разработка компанией GT Nexus Trade нового продукта, который позволил логистическим операторам и финансовым учреждениям отслеживать перемещение заказов. Компанией GXS, лидером на рынке логистических решений, было предложено услугу доставки сопроводительных документов согласно индивидуальных принципов, что в свою очередь способствовало росту скорости движения финансовых потоков. 

Повышению производительности и прозрачности в цепи поставок способствовало использование RFІD - автоматической идентификации с использованием радиочастот. 

Исследования, касающиеся внедрения системы RFID, реализуемые американскими специалистами в странах Западной Европы, Азии и США, показывают, что затраты на внедрение системы, цель проектов, а также масштаб выгоды (который получают или ожидают) являются дифференцированными и зависят преимущественно от региона. 

Учитывая систему использования RFID, можно провести следующую классификацию компаний: 

  • производители и розничные предприятия; 
  • операторы 3PL; 
  • предприятия информационной и электротехнической отрасли.

Технология RFID предлагает значительные преимущества предприятиям, в частности более быструю реакцию на запросы клиентов, снижение затрат труда и уменьшение величины запасов. 

Сегодня фармацевтические продукты преимущественно состоят из компонентов, чувствительных к воздействию температур. Эти продукты теряют свои свойства, при попадании в неподходящие температурные условия. Компания DHL Innovation Initiative приняла инновационное решение, касающееся мониторинга термочувствительных фармацевтических продуктов во всем логистическом процессе. Датчики, произведенные Infratab, она разместила в пачках с медикаментами. Использование радиоволн сделало возможным измерение данных о состоянии груза. Благодаря новой услуге фармацевтические предприятия получили возможность влиять на температуру, которая превысила допустимые пределы, даже во время транспортировки. Предложенная услуга в будущем позволит гораздо быстрее изъять из обращения медикаменты, срок действия которых истек. Мониторинг грузов, основанный на системе RFID, дает клиентам с фармацевтической отрасли шанс на быструю реакцию в случае транспортных проблем, что в свою очередь способствует повышению уровня удовлетворения клиента. Кроме того, разработанная этой компанией технология может быть использована не только в фармацевтической отрасли, но и в других, где возникает необходимость контроля за температурой...

Выводы:

В среде европейских ученых существуют различные мнения относительно эффективности деятельности "виртуального логистического поставщика" в будущем. В целом можно ожидать, что логистические интеграторы будут ориентироваться на стратегию ценового лидерства, поскольку смогут выбрать из существующих предложений на рынке наиболее подходящее и эффективное. В свою очередь, логистические поставщики с собственными мощностями будут пытаться получить лидерство в сфере качества, поскольку имеют возможность непосредственно оказывать услуги и лучше владеют информацией относительно направлений совершенствования качества услуг, чем виртуальный оператор.

© Чухрай Н.И., Гирна О.Б., 2008

 Национальный университет "Львовская политехника"

Кафедра маркетинга и логистики