Самые распространенные проблемы и вызовы в управлении складами

Основным фактором успешности компаний, деятельность которых связана с материальными продуктами (изделиями, товаром), является эффективная работа всех звеньев цепи поставок от места получения сырья / товара к месту отгрузки. Одним из важнейших звеньев является складирование. Соответственно, если оценивать эффективность бизнес-процесса по эффективности самого слабого звена, складирование не должно быть этим слабым звеном. Как показывает практика, недостаточная емкость не является единственной проблемой на складе.

паллетный стеллаж

Если груз на складе неоднороден, а более того - в широкой номенклатуре, возникают распространенные проблемы и вызовы, которые могут привести к существенному уменьшению эффективности бизнес-процессов и, таким образом, привести к увеличению расходов.

Размещение груза. Можно планировать размещение номенклатуры на складе по группам товаров в соответствующих зонах для облегчения процесса поиска нужной единицы груза. Однако, со временем персонал может очень быстро находить нужную единицу и возникает новый вызов - разная оборотность отдельных видов груза. Если высокооборотный груз находится в конце склада, а низкооборотной, наоборот - у точки выхода - возникает проблема увеличения маршрута оборота груза, отнимающая время и увеличивающая расходы. При планировании размещения номенклатуры на складе важно обращать внимание и на оборотность каждой группы и каждого вида груза. Также, следует обращать внимание на то, на каком уровне / полке размещен «ходовой» груз. Разборность стеллажей позволяет настроить стеллаж под особенности груза и изменить расстановку груза на складе.

Погрешности в инвентаре. Если склад содержит большое количество SKU и нет автоматизированной системы учета инвентаря, погрешности является частым явлением, которое негативно влияет на емкость и оборачиваемость склада, а также на контроль затрат. Это может произойти в тех случаях, когда груз загружается на склад, а затем впоследствии разгружается и загрузки не было зафиксировано в реестре. Так в учете появляется разгрузки несуществующих единиц и остатки отражаются со знаком "-". Лучшим решением в этом случае будет внедрение WMS. Также, можно путем минимальных инвестиций изменить процедуру загрузки / разгрузки таким образом, чтобы избежать разрыва цикличности (последовательности) груза.

Повторяемость процессов. Распространенной практикой при складировании является использование накладной на отгрузку, которая проходит через многие руки, пока товар не попадет на рампу или в место отгрузки. Для этого в процесс вовлекается слишком большое количество людей и это приводит к задержкам и дополнительным расходам. Таким образом, на замену этим процессам пришла технология присвоения штрих-кодов на каждую единицу номенклатуры, где все процессы отбора, загрузки и учета осуществляет один оператор. Также, технология использования штрих-кодов делает невозможным возникновение ошибок в инвентаре.

Занятые руки. В складах, где загрузка и подбор происходят со списками на бумаге, кладовщик имеет постоянно занятые руки, что или делает невозможным подбор-загрузку и, соответственно, требует дополнительных рабочих рук, или замедляет этот процесс. Также растут риски неосторожного обращения с товаром и увеличения доли боя груза вследствие этого. Эволюция оптимизации и решения этой составляющей лоигстичного процесса имеет следующие этапы: введение списков на тележке для свободных рук, введение штрих-кодов и электронного распознавания и учета на месте отбора, система Pick to light, введение распознавания по штрих-коду с устройством на руке, распознавание за голосовой командой, распознавание по визуальным датчиком на специальных очках. Каждая из методик имеет свои плюсы и минусы и каждая используется по сегодняшний день. Вопрос остается только в бюджете и важности и выгоде от такой инвестиции.

Процесс складирования и распределения, который все больше обращает внимание владельцев бизнеса и менеджмента, требует четкой организации и оперативного обслуживания. Инвестировав один раз в оптимизацию состава, можно получить долгосрочное конкурентное преимущество и практически мгновенно почувствовать результат.