Разделение LPI (индекса эффективности логистики), 2012 г. - (часть 4.)
Страны верхней квинтили оценили свою инфраструктуру очень высоко. Различия между другими квинтилями менее поразительные, особенно для автомобильных и железных дорог. Инфраструктура развивающихся стран, даже при ограниченных возможностях логистики, понемногу улучшается. С 2010 года удовлетворенность многими видами инфраструктуры возросла, особенно информационно-коммуникационной инфраструктурой: в четырех низших квинтилях количество респондентов оценили его качества "высоким" или "очень высоким", по крайней мере вдвое больше, чем для любого другого типа инфраструктуры. В оценке железнодорожной инфраструктуры поражает общее недовольство: число респондентов, оценивших рейтинг железнодорожной инфраструктуры "высоко" или "очень высоко" как минимум вдвое меньше, чем для любого другого типа. Дорожная инфраструктура удовлетворяет больше респондентов, чем большинство других типов, за исключением двух нижних квинтилей. В нижней квинтили инфраструктура в основном оценивается низко.
Самые высокие рейтинги во всех регионах в области ИКТ, рейтинги Африки к югу от Сахары отстают от других регионов. Рейтинги для других типов инфраструктуры более широко варьируются по регионам, но две особенности выделяются. Во-первых, удовлетворение дорожной инфраструктурой особенно низкое в Южной Азии и на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Во-вторых, удовлетворение железнодорожной инфраструктурой на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Европе и Центральной Азии выше, чем где-либо еще, хотя все еще ниже, чем для других типов инфраструктуры.
Качество и компетенция поставщиков основных логистических услуг является еще одной важной частью общей производительности страны. Страны трех нижних квинтилей LPI оценивают экспедиторов гораздо выше, чем поставщиков других видов услуг. Рейтинги других поставщиков варьируются более широко во всех квинтилях, хотя железнодорожная инфраструктура постоянно получает низкие рейтинги. Как и с рейтингом инфраструктуры, страны верхней квинтили получают на сегодняшний день самые высокие оценки за качество обслуживания и компетентность поставщика. Все респонденты кроме верхней квинтили гораздо более удовлетворены поставщиками логистических услуг чем качеством инфраструктуры. Разница в степени удовлетворенности услугами и инфраструктурой особенно сильна в области воздушного и морского транспорта, а в некоторых регионах, автомобильного и железнодорожного. В отличие от LPI 2010 года, 2012 год во всех квинтилях LPI показывает значительную разницу между удовлетворенностью железнодорожной инфраструктурой и железнодорожными услугами. Тем не менее, они оба получают низкий рейтинг, даже в первой квинтили.
Многие страны с низким уровнем доходов имеют длительные сроки экспорта, которые снижают их конкурентоспособность и способность участвовать в международной торговле. В отличие от сроков, которые значительно различаются по всему миру, таможенные процедуры становятся все более похожи. Крупнейший разрыв в производительности для таможенных процедур находится между нижней квинтилью LPI и всеми другими квинтилями. Даже этот разрыв гораздо меньше для некоторых процедур (например, выбор окончательного расположения оформления), чем для других (например, онлайн-обработка).
В 2010 году правительство Филиппин разработало и приступило к реализации национальной системы одного окна для торговли. Уже автоматизировано 33 государственных органов по разрешению на экспорт, импорт и лицензионные требования. Ключевые показатели эффективности показывают, что система сократила время, необходимое трейдерам для получения разрешений и лицензий. Правительство Индонезии также запустило национальную систему одного окна, которая в настоящее время соединяет национальную таможенную систему с более чем 25 государственными учреждениями.
Камерун начал реформирование таможни в 2007 году с новой системы таможенного оформления, не только отслеживания каждой партии, но также оценки деятельности сотрудников таможенных органов. Начальный этап принес плоды, но следующий зашел в тупик. Был проведен эксперимент, который дал новый импульс реформе с помощью измерения работы и поведения таможенников в двух из семи портов Дуала. С помощью этих показателей, извлеченных из компьютерной системы, упрощались процедуры торговли (особенно скорость обработки файлов) и велась борьба с мошенничеством и другими халатностями. Пошлины и налоги в портах Дуала выросли на 6,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, хотя количество импортных контейнеров снизилась на 3%. В следствии эксперимента было получено 23 миллиона евро дополнительных доходов.
Разрыв между логистикой ведущих и отстающих исполнителей не просто не менялся, но даже расширился с течением времени. С 2010 года больше респондентов в верхней квинтили LPI стали удовлетворены работой таможенных органов (68% по сравнению с 62%), медицинскими учреждениями и СПС (59% по сравнению с 57%). В то время удовлетворенность агентствами по контролю качества и стандартов не изменился. В нижней квинтили степень удовлетворенности всеми тремя пограничными органами снизилась (таможенные с 26% до 19%, агентствами по контролю качества и стандартов - с 24% до 17%, здравоохранение и СПС - с 15% до 11%).
В странах верхней квинтили LPI операторы имеют дело с меньшим количеством государственных учреждений, чем в странах нижней квинтили. В странах верхней квинтили обычно требуется два или три документа для экспортно-импортных операций, а в нижней квинтили четыре или пять. Тем не менее, сравнение показателей LPI 2010 и 2012 г. обнадеживает. Импортеры и экспортеры оценили сокращение числа учреждений, через которые необходимо пройти, за исключением стран верхней квинтили, где число остается низким.
Во всех LPI квинтилях сократили количество документов, необходимых для импорта и экспорта. Упрощение документации для импорта и экспорта уже давно на повестке дня по упрощению процедур торговли, что вызвало инициативы соединить пограничные ведомства и создать единое окно для торговли. Тем не менее, упрощений и «одного окна» не достаточно. Важно улучшение других аспектов управления границами и инфраструктуры, а также пограничного управления и торговой инфраструктуры.
Некоторые причины неудовлетворения являются внешними: качество обслуживания и затрат и скорости оформления процессов. Но другие причины, такие как зависимость от морских маршрутов, лежащих вне внутренней цепочки поставок, находятся вне контроля страны. Возможные причины задержки, не связаны непосредственно с работой внутренних служб. Между верхней и нижней квинтилями LPI наблюдается разительный контраст. Этот контраст особенно значительный в трех категориях: неформальные (коррумпированные) платежи, обязательное складирование и морские перевозки. Задержки и непредвиденные расходы часто встречаются в нижних квинтилях LPI, где они ограничивают эффективность работы цепочки поставок. В нижней квинтили 60% респондентов сообщают, что поставки почти всегда задерживается на этапе складирования или предотгрузочной инспекции. В верхней квинтили LPI большинство респондентов сообщают, что импортные и экспортные поставки почти всегда прибывают вовремя. В нижней квинтили менее трети респондентов ответили - "почти всегда" касательно импорта и менее двух третих об экспорте.
Недостаточная надежность и непредсказуемые задержки наносят большой урон цепочкам поставок, а иностранные товары часто дискриминируются. Кроме традиционных торговых барьеров, политика де-факто способствует такой дискриминации. Устранение причин неожиданных задержек - в том числе непредсказуемость оформления, задержек внутреннего транзита, а также увеличение надежности услуг должно стать важной частью логистических реформ в малоэффективных странах.
Данные от таможенных и контейнерных операторов теперь могут пролить свет на то, что определяет время задержки. Анализ показал, что в странах со средним уровнем дохода и переходной экономикой большинство сторон - в том числе портовые власти и операторы частного сектора - хотят уменьшить время задержки, но что неэффективность управления информацией причину задержки и непредсказуемости. В странах к югу от Сахары задержки происходят в результате сговора между контролирующими органами, портовыми властями, частными операторами терминалов, логистическими операторами и крупными грузоотправителями. В Дуала, например, порт - это самый дешевый вариант хранения для импортера на срок до 22 дней. По данным опроса, операторы терминалов зарабатывают большие доходы от хранения, что не дает им стимулов уменьшать время задержки. Тот же анализа не нашел никаких доказательств таких порочных стимулов в Индонезии и Марокко.
Экспортные отгрузки "часто" или "почти всегда" поставляются как запланировано для 59% респондентов в Южной Азии (регион с наименишим LPI) и 75% респондентов стран Восточной Азии и Тихого океана (регион с наибольшим LPI). Показатели импорта варьируются более широко. На Ближнем Востоке и в Северной Африке (регионы с наименьшим LPI), 34% респондентов "часто" или "почти всегда" совершают импортные поставки как запланировано, но в Европе и Центральной Азии (регион с наибольшим LPI) этот показатель составляет 60%. Эти данные показывают географический разрыв, который влияет на конкурентоспособность и расширение региональных цепочек поставок и производственных сетей. И этот разрыв может увеличиваться.
После исследования 2010 г. количество респондентов, заявлявших, что поставки "часто" или "почти всегда" прибывают по расписанию, поразительно возросло в Восточной Азии и странах Тихого океана - от 41% до 56% по импорту и с 26% до 75% по экспорту. В странах Африки южнее Сахары этот показатель упал по импорту с 56 до 43%, но поднялся по экспорту с 47% до 69%. Ошибка выборки может объяснить часть этих изменений. Тем не менее, стоит обратить внимание на предсказуемость поставок в регионах с низким доходом. В странах с высоким LPI требования к качеству значительно ниже, чем в странах с низким LPI. И между странами с низким и высоким показателем, LPI 2012 показывает большой разрыв по качеству. В верхней квинтили LPI всего 15% поставок не отвечают критериям качества компаний. Но в нижней квинтили пропорция увеличивается более чем в два раза - примерно к 35%. Самым важным критерием качества по экспедированию грузов является своевременная поставка. Почти так же важно отсутствие ошибок в составе груза или документации. Рамки приемлемого качества значительно уже в странах с высокими показателями индекса LPI. Разрыв в качестве отгрузок лишь частично отражает эти ожидания. С 2010 года процент отгрузок, не отвечающих критериям качества, остается практически одинаковым во всех квинтилях кроме второй, где она выросла на 8%.