Всемирный банк публикует иследование Connecting to Compete: Trade Logistics in the Global Economy (Подключение к конкуренции: Торговая логистика в глобальной экономике) каждые два года, начиная с 2007 г. В основе этого исследования лежит Индекс эффективности логистики (LPI), который измеряет показатели логистики (155 стран в 2012 году). Этот рейтинг помогает национальным лидерам, политикам и трейдерам частного сектора лучше понять испытания, с которыми они и их торговые партнеры сталкиваются на пути к снижению логистических барьеров в международной торговле. Проекты, связанные с логистикой и упрощением процедур торговли составляют около 10% портфеля Всемирного банка.
LPI измеряет производительность логистики поставок на внутреннем и международном уровне. Для международной части респонденты оценивали ситуацию в шести ключевых областях логистики восьми основных зарубежных рынков. Для внутренней части респонденты предоставили данные о логистике в странах, где они работают — например, информация о времени и затратах цепочки поставок. Также собирались данные о времени и стоимости импортных и экспортных операций. Частный сектор увеличил свое участие в LPI: в 2012 году было около 6000 оценок, примерно на 20% больше, чем в 2010 году. Результаты исследования предоставляются по шкале от 1 (худший) до 5 (наилучший). Столбец «% от лучшего» получается путем нормализации оценки LPI. То есть лучший участник рейтинга достигает максимальной оценки 100%, а худший менее 19,5%. Общая оценка индекса эффективности логистики отражает восприятие логистики страны на основе эффективности процесса таможенного оформления, качества торговой и транспортной инфраструктуры, простота организации поставки по конкурентным ценам, качество логистических услуг, возможность отслеживать перемещение груза и частота своевременных поставок. Данные основаны на опросах, проведенных Всемирным банком в партнерстве с академическими и международными учреждениями, частными компаниями и физическими лицами, занимающимися международной логистикой. В исследовании почти 1000 международных экспедиторов охватили более 5000 анализов по странам. Респонденты оценили восемь рынков, которые выбирались с учетом наиболее важных показателей эффективности логистики. Шесть компонентов LPI включают в себя:
- эффективность процедуры пограничного контроля, в том числе таможенного (скорость, простота и предсказуемость формальностей);
- качество торгово-транспортной инфраструктуры (порты, железные дороги, дороги, информационные технологии);
- конкурентоспособность цен поставок;
- компетентность и качество логистических услуг (транспортные операторы, таможенные брокеры);
- возможность отслеживать перемещение грузов;
- своевременность доставки грузов.
LPI служит мировым эталоном для измерения эффективности логистики, заполнения пробелов в базах данных с помощью предоставления систематических сопоставлений стран. Экспедиторы оценили страны по ключевым показателям логистики, таких как эффективность таможенного оформления, качество инфраструктуры, возможность отслеживать грузы и др. Как пример, рассмотрим показатели эффективности логистики для выборки стран, в большей части которой страны СНГ.
Как видим, зависимость между индексом LPI и разными показателями отличается. LPI рассчитывается на основе всех указанных показателей, но Таможня, Отслеживание грузов и своевременность поставок имеют меньшее влияние чем остальные. Корреляция LPI между странами в 2010 и 2012 г. составляет около 90%. Признавая важность упрощения процедур торговли и логистики, политики стремятся ввести в работу структуры, которые повышают уровень логистики. Всемирный банк начал составлять рейтинг LPI в 2007 году и быстро получил признание среди политиков и профессионалов — на национальном, региональном и глобальном уровне. Оценка LPI и рейтинга страны входит в международную часть исследования и осуществляется предоставляемыми иностранными профессионалами в сфере логистики. На внутреннем LPI, напротив, опрошенные специалисты оценивали логистику в странах, где они работают. Внутреннее исследование дает более подробную информацию, поскольку анализирует производительность страны в четырех основных факторов, определяющих эффективность работы логистики: инфраструктура, услуги, пограничных процедур и время, и надежность поставок. В 2012 г. разрыв между самым высоким и самым низким LPI, а также оценка распределения в разных странах, примерно такие же, как в 2010 году. Сингапур занимает первое место 4.13, Бурунди занимает последнее — 1,61 (19% от балла Сингапура). С 2007 по 2010 год. страны с худшими результатами улучшили свои общие оценки LPI быстрее, чем страны с более высоким рейтингом. Но с 2010 по 2012 год. разрыв уровня логистики не продолжил сокращение. Это тупик, вероятно, отражает смену приоритетности реформ в сфере логистики на фоне глобальной рецессии и Европейского долгового кризиса. В некоторых регионах ухудшение условий торговли нарушило цепочки поставок. В контексте экономического спада замедление развития таможенных показателей влияет на сбор доходов за счет усложнения процедур торговли.
Именно упрощение торговли имеет решающее значение для экономического развития. Страны с развитой логистикой развиваются быстрее, усиливают конкурентоспособность и увеличивают свои инвестиции. Повышение эффективности логистики в странах с низким уровнем дохода до среднего могло бы увеличить торговлю в среднем на 15%. Это было бы на пользу и фирмам и потребителям, которые получили бы более качественные услуги и низкие цены. Исследование LPI 2012 г. показывает предпосылки для улучшения логистики. Все топ-страны поддерживают государственно-частное партнерство и диалог, а также сотрудничество между политиками, практиками, администраторами и учеными, а также комплексный подход в развитии транспортных услуг, инфраструктуры и эффективной логистики. Ведь страна может улучшить свои материально-технические возможности только путем укрепления сотрудничества между государственным и частным секторами.
Источник: The World Bank http://siteresources.worldbank.org/TRADE/Resources/239070-1336654966193/ LPI_2012_final.pdf